Сергей Лахно представляет: АРКАДИЙ СЕВЕРНЫЙ
На главную Диски Тексты песен Живой звук


 

Мне не дадут Звезду Героя
И орденов на мою грудь...

 

Но Северный был! Он оставил километры плёнок с записями своих концертов - много десятков часов. (Даже моя, далеко не полная, коллекция концертов А.Северного может непрерывно звучать почти шесть суток.) Кому-то покажется, что эти песни совсем не актуальны и никак не вписываются в нынешние новые ритмы. Но просто послушайте Северного, попытайтесь понять, о чем и - главное - как он пел. Попробуйте найти у него два одинаковых исполнения одной песни. Напрасно: каждый раз это будет что-то новое, потому что спето Артистом. И в каждом варианте давно знакомой песни - отражение его души.

Как же могло получиться так, что артист, у которого и угла-то своего не было, не то, что студии, и которого для тогдашней советской эстрады и вовсе не существовало,- так вот, этот артист в течение десятка лет был феноменально популярен? За очень короткий срок с разными музыкантами и просто под гитару он записал сотню концертов, порою выпуская по 2-3 полуторачасовых бобины в месяц. Причем, записывались эти концерты вовсе не в комфортной обстановке профессиональной студии, оборудованной современной техникой, а где-то прямо в обычной ленинградской квартире...

Аркадий Северный, Евгений Кадников, Николай Резанов

"Проводы 1977 года", 1977

Возможно, есть какая-то доля везения в том, что Аркадий Северный встретился с "нужными" людьми в "нужное" время. Ведь, фактически, Северный все время играл - самого же себя. Псевдоним, придуманный Рудольфом Фуксом, стал на годы сценическим образом. Целенаправленно создавались легенды вокруг этого имени. То выпускались "Программы для Госконцерта" с ответами на якобы письма якобы радиослушателей, то рассказывалось о зарубежных гастролях и творческих поездках на БАМ, то давалось интервью для программы "Время"... Практически в каждом концерте звучит какая-то придумка, рассказка: то о мифическом ансамбле из ФРГ (а ведь на самом деле был в ФРГ такой ансамбль - "Чайка", только к той самой "Чайке", с которой пел Северный, отношения никакого не имевший), то о музыкантах, сваливших с "химии", то о путешествии в горы к веселым монахам или поездке в Бомбей... Понятно, что у этих мифов была наверняка и некоторая коммерческая причина. Вспомним, что в те годы никаких таких современных цифровых технологий не было, при перезаписи с магнитофона на магнитофон качество терялось от копии к копии, первые копии оригинальных плёнок ценились достаточно дорого ("но сей Набока обнаглел уже настолько, что по четыреста за копию дерёт..."), так что какой-то доход от продажи записей концертов тогдашние "великие косари" имели. Кстати, вот подумалось: сейчас вон как ратуют за соблюдение авторских прав, за незаконное копирование "сидюков" можно хорошо так "загреметь", владельцам некоторых сайтов грозят сроки бóльшие, чем убийцам и насильникам,- а тогда было как-то полегче, но ведь закон сохранения какой-то выходит... Сейчас-то, при цифровом копировании, качество копии равно качеству оригинала, хоть это двадцатая копия,- а тогда любитель, пожелавший обзавестись качественной записью, должен был искать коллекционеров и уже у них покупать чего-то хорошее. Но, конечно, ходило и много плёнок совершенно безобразного качества, часто переписанных даже не по "шнурку" (а вы пробовали соединить два советских магнитофона? у них, бывало, и гнёзда разного стандарта, и разъёмы ещё нужные попробуй, достань), а путём приставления микрофона (да ещё и какого - МД-47!) к динамику... Конечно, что-то романтическое есть и в этом, особенно когда в перезаписываемый концерт вплетается рычание вашей собаки или голос жены. Но это уже совсем для махрового любителя...

Как бы то ни было, этот придуманный образ успешно был растиражирован на тысяче бобин. Как тут не поверить, что материальная сторона если уж и не первична, то, по крайней мере, неразрывно связана с не материальной...


[назад] [в начало] [вперед]

 

|Вступление|Годы мчатся|Кто-то сдохнет в тоскливом запое|
|А у меня есть тоже патефончик|Он очень много знал и очень много думал|
|Давайте я спою вам в подражанье радиолам|Магнитофоны разберу сейчас на части|
|Клиент не дерево|Концерты лепят в Ленинграде и в Одессе|«Олимпийский» концерт|
|Да мы ребята все «Жемчужные»|Николай Серафимович, твой был первый вагон|
|Сколько песен ты спел, сколько душ отогрел|Мы новички, куда уж нам до подражанья|
|Мы многое из книжек узнаём|

© 2007, 2012 Сергей Лахно