Сергей Лахно представляет: АРКАДИЙ СЕВЕРНЫЙ
На главную Диски Тексты песен Живой звук


 

Он очень много знал и очень много думал,
И по ночам чего-то вычислял...

Томас Алва Эдисон у своего первого фонографа

 

Возможно, и сам великий Томас Алва Эдисон (1847-1931), в 1887 году заявивший патент на первый в мире звукозаписывающий аппарат - фонограф,- даже не подозревал, что этот странный прибор с алюминиевой фольгой на валике и воронкой рупора произведет революцию не только в технике, но и в культуре всего человечества. И правда, ведь именно благодаря фонографу мы можем услышать голоса Льва Толстого, Шаляпина, Чехова, даже спустя сотню лет... И именно фонограф был первым техническим прибором, который мог записывать и воспроизводить любые звуки: музыку, речь, пение. Несмотря на то, что запись на фонографе получалась тихая, с шипением и искажениями, это была первая в истории человечества успешная попытка действительно "законсервировать", сохранить звук. Восковые валики и по сей день хранят уникальные голоса и звуки ушедших эпох. Мягкий, податливый материал - воск - оказался достаточно прочным. (Кстати, сейчас в мире в разных музеях и хранилищах еще осталось около десяти тысяч валиков, пока еще не скопированных на иные носители...) Чуть позже другой американец - Эмиль Берлинер (1851-1929) - предложил несколько иную технологию записи: если в фонографе Эдисона использовались "глубинные" колебания иглы, то в граммофоне Берлинера (патент получен в том же 1887 году) на плоский диск записывались поперечные колебания. В дальнейшем Берлинер усовершенствовал свой аппарат и разработал способ электрохимического тиражирования пластинок. Эту технологию можно сравнить по значимости с изобретением книгопечатного станка: теперь записи можно было тиражировать в любых количествах, правда, в фабричных условиях. (Еще долгое время после повсеместного распространения граммофонных пластинок для оперативных записей в "полевых" условиях приходилось применять фонографы, а в качестве портативных диктофонов фонографы применялись вплоть до середины 20х годов XX века, когда начали применяться магнитофоны.) Эбонитовая пластинка и граммофон обеспечивали существенно лучшее качество звука, чем фонограф. А простота тиражирования (правда, лишь в промышленных масштабах) и дешевизна материала пластинок сделали их доступными широкому кругу людей из разных сословий и с различным достатком.

Фонограф Эдисона, конец XIXв

Если "граммофонная" технология - это как бы книгопечатание в типографии, то магнитофон - это уже своеобразная "печатная машинка", с помощью которой делать нужные записи стало легко и просто в любых условиях. Звук "поселился" на намагниченном носителе тоже давно. В 1898м году датский ученый и инженер Вальдемар Паульсен (1869-1942) предложил идею первого магнитного звукозаписывающего аппарата, названного им "Телеграфоном". Этот странный аппарат и есть "дедушка" всех современных магнитофонов... Самая первая магнитная запись была сделана в 1900 году на Всемирной выставке в Париже: это были слова, сказанные австрийским императором Францем Иосифом.

Первая страница патента, выданного В.Паульсену, со схематическим изображением "Телеграфона"

Вначале в качестве намагничиваемого носителя использовалась стальная проволока круглого сечения, чуть позже - стальная лента. Первые телеграфоны не могли конкурировать с уже достаточно развитой тогда механической звукозаписью: запись была тихая, некачественная, носитель (катушка стальной проволоки или ленты) - громоздкий и тяжелый, слушать записи можно было только при помощи наушника от телефонного аппарата, а ведь и фонограф, и граммофон обеспечивали громкоговорящее звучание. На долгие годы идея магнитной звукозаписи была забыта, а господство в этой сфере захватили граммофоны и патефоны,- патефонами в России и позже в СССР называли портативные граммофоны без внешнего рупора...

"Телеграфон" В.Паульсена

Однако, с начала 30х годов ситуация стала меняться. С одной стороны, развитие электроники и электротехники позволило значительно улучшить качество магнитной записи: стали применяться усилители на лампах, электрический привод (в СССР уже после войны был выпущен портативный репортёрский магнитофон с пружинным, как у граммофона, приводом), различные схемотехнические решения, например, высокочастотное подмагничивание. А с другой стороны, успехи химии способствовали появлению нового класса магнитных носителей - двухслойных лент, где на нитро или ацетатную основу (чем-то похожую на основу киноплёнки) наносился лак, включавший в себя порошок оксида железа. В Советском Союзе в 30е годы был разработан опытный образец магнитофона с носителем в виде бобины со стальной проволокой, обеспечивавшей около 3х часов записи. К концу 30х годов магнитофоны начинают применяться в различных организациях, как правило, военных, что, впрочем, и не удивительно: в мире пахло войной...


[назад] [в начало] [вперед]

 

|Вступление|Годы мчатся|Кто-то сдохнет в тоскливом запое|
|Мне не дадут Звезду Героя|А у меня есть тоже патефончик|
|Давайте я спою вам в подражанье радиолам|Магнитофоны разберу сейчас на части|
|Клиент не дерево|Концерты лепят в Ленинграде и в Одессе|«Олимпийский» концерт|
|Да мы ребята все «Жемчужные»|Николай Серафимович, твой был первый вагон|
|Сколько песен ты спел, сколько душ отогрел|Мы новички, куда уж нам до подражанья|
|Мы многое из книжек узнаём|

© 2007, 2012 Сергей Лахно