Сергей Лахно представляет: АРКАДИЙ СЕВЕРНЫЙ
На главную Диски Тексты песен Живой звук


 

Магнитофоны разберу сейчас на части
И всё заброшу в старый унитаз...

Немецкий магнитофон Ton P. B1 "Bertha", 1939г

 

Победоносное шествие магнитофонов началось в годы Второй Мировой войны,- что ж делать, так уж повелось, что именно бог войны частенько становится покровителем технического прогресса. В фильмах "Семнадцать мгновений весны" и "Вариант "Омега"" магнитофоны играют далеко не второстепенную роль. Конечно, такого миниатюрного диктофона, который Штирлиц возил на встречу с Борманом, в начале 40х годов просто не существовало: его роль в фильме сыграл советский аппарат "Электрон-52Д" выпуска 1969 года. Но, в остальном, авторы фильмов достаточно точно отобразили роль магнитофонов в той войне... А уже после войны появляются и первые бытовые магнитофоны, в том числе и в Советском Союзе.

Магнитофон "Днепр"

Однодорожечный, использовал катушки емкостью 500м, обеспечивал продолжительность записи 20 минут при скорости 46,2 см/с. Рабочий диапазон частот 90-7000 Гц. Вес около 29 кг.

В Советском Союзе первый серийный бытовой магнитофон - "Днепр" - был выпущен в 1947 году. Но тогда из-за дефицита и дороговизны мало кто мог позволить себе такую роскошь дома, в основном, магнитофонами владели разные организации. Этот магнитофон обладал очень скромными (с сегодняшней точки зрения, конечно) характеристиками, был однодорожечным, с очень большим расходом ленты из-за высокой скорости. Существенно дешевле стоили специальные приставки к электрограммофонам, например, МП-1, но они, конечно, были менее удобны и обладали худшими характеристиками.

Магнитофон-радиограммофон "Эльфа-6-1М"

Это упрощенный вариант магнитофона с минимальными функциями, где отсутствовала даже ускоренная перемотка ленты, а скорости соответствовали скоростям проигрывания пластинок 78 и 331/3 об/мин. Обеспечивал на катушках 500м при большей скорости диапазон частот 100-5000 Гц и длительность записи до 13 минут.

Магнитофон-проигрыватель "Яуза"

Двухдорожечный, использовал катушки емкостью 180м ("номер 13"), на скорости 19.05 см/с обеспечивал продолжительность записи на одной дорожке 15 мин, рабочий диапазон частот 70-7000 Гц.

Магнитофонная приставка МП-2 (50е годы)"

Слева блок электроники, в центре - механизм с магнитными головками, справа - микрофон МД-41. Применялась совместно с электропроигрывателем, при скорости 78 об/мин обеспечивала скорость ленты 19,05 см/с.

Но прогресс не стоит на месте. За первым "Днепром" появились последующие, с гораздо лучшими характеристиками, со стандартными скоростями ленты, что, кстати, позволило совершать обмен фонограммами. "Днепр-9" стал уже двухдорожечным, имел очень неплохую акустическую систему в деревянном корпусе. Последующие модели этого семейства долгое время были мечтой тогдашних меломанов, так как обладали очень хорошими характеристиками при сравнительно невысокой цене.

Магнитофон "Днепр-9"

Один из первых советских двухдорожечных магнитофонов. Использовал стандартные катушки "номер 18" объемом 350м (лента на ацетатной основе толщиной 55 мкм), что обеспечивало продолжительность записи 30 минут при скорости 19,05 см/с. Диапазон частот 70-8000Гц, выходная мощность 2.5 Втт. Вес 28 кг, цена 120 руб.

Магнитофон "Днепр-11"

Обладал высокими характеристиками: диапазон частот 40-12000 Гц при скорости 19.05 см/с, выходная мощность 3 Втт, акустическая система состояла из четырех динамиков: два фронтальных и по одному по бокам, что давало эффект "объемного" звука. Вес 24 кг, цена 145 руб.
Согласно воспоминаниям, именно такой магнитофон долгое время использовал Рудольф Фукс для записи гитарных концертов Северного.

С конца 50х годов количество магнитофонов у населения растет, и эта технология открывает новые перспективы для распространения "подпольных" записей. Если раньше обычно просто копировали привезенные "из-за бугра" пластинки, то теперь стало возможным сделать самим запись певца или музыканта. Конечно, качество бытовых магнитофонов оставляло желать лучшего, микрофоны с ними поставлялись тоже самые что ни на есть простенькие (МД-41, МД-47...). Но ни это, ни дефицит магнитофонной пленки (как у В.Войновича в "Москве-2042": фотоаппаратами пользоваться можно, а светочувствительными материалами - нельзя) не могло остановить тех, кто хотел иметь в своей коллекции те или иные записи. С "хрущевской оттепели" началось массовое увлечение записями исполнителей под гитару. В одной статье Евгений Евтушенко говорил о "магнитофонной гласности". Но, пожалуй, можно говорить о целой магнитофонной культуре. Александр Галич, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Городницкий,- разве эти и многие другие люди не оказали огромное влияние на развитие культуры? А ведь их песни почти не транслировали по радио, их не показывали по телевидению, сборники их стихов не издавали. Именно благодаря магнитофонам люди, живущие в разных уголках страны, получили возможность услышать живой голос "подпольных" исполнителей.

Магнитофон "Астра-2"

Первый советский бытовой магнитофон с выносными акустическими системами, обеспечивавшими объемное псевдостереофоническое звучание и состоявшими из одного центрального динамика и двух боковых. При скорости 9,53 см/с на 350-метровых катушках обеспечивал 1 час записи на каждой из двух дорожек. Диапазон частот 50-10000 Гц. Вес магнитофона 12 кг, цена 180 руб.

Магнитофон "Яуза-5"

Один из наиболее распространенных в 60-е годы магнитофонов (присмотритесь: в фильме "Бриллиантовая рука" в сцене "соблазнения" главного героя как раз присутствует этот магнитофон). Применялись катушки "номер 15" с 250 метрами пленки, что на скорости 19,05 см/с обеспечивало 22 минуты записи на дорожке при диапазоне частот 50-12000 Гц. Вес 12 кг, цена 180 руб.

Качественно новый шаг - "Яуза-10", первый советский стереофонический магнитофон (кстати, стоивший в 60х годах почти 400 рублей - немалая по тем временам сумма). Специально для этой модели были разработаны узлы, ранее не применявшиеся в отечественной бытовой технике: счетчик метража ленты, сдвоенные регуляторы, переключатель дорожек. К сожалению, судьба этой модели сложилась не очень удачно: из-за высокой цены и отсутствия в середине 60х годов качественных источников стереосигнала уже к 1968 году выпуск "Яузы-10" был свернут: потребителю не было смысла покупать столь дорогостоящий аппарат, возможности которого он не мог использовать. (Кстати, до 1 апреля 1968г стерео грампластинка в СССР стоила вдвое дороже, чем моно того же объема.)

Магнитофон "Яуза-10"

Первый советский стереофонический магнитофон. Запись велась на две дорожки (левый и правый каналы), кроме того, допускалось проведение монофонической записи, что позволяло использовать четыре дорожки на одной катушке ленты (250 метров). На скорости 19,05 см/с при диапазоне частот 40-15000 Гц обеспечивалась длительность записи на одной дорожке 22 минуты. Комплектовался двумя выносными акустическими системами (правый и левый каналы), кроме того, имел два встроенных динамика. Вес магнитофона 14,5 кг, акустических систем 4.5 кг, цена 360 руб.
По воспоминаниям В.Ефимова, "Первый Одесский концерт" Аркадия Северного записывался на три разных магнитофона. И одним из них был как раз "Яуза-10".

С середины же 60х годов появляются портативные, переносные аппараты типа "Яуза-20", "Весна", "Романтик", "Орбита", "Дельфин"... При цене, сопоставимой с ценой "классических" ламповых аппаратов, эти модели имели как минимум не худшие качественный показатели, но часто были просто незаменимы из-за своих малых размеров и веса и способности работать от автономных источников питания. Теперь стало возможным делать записи в походных условиях или на концертах прямо из зала.

Магнитофон "Яуза-20"

Первый советский бытовой переносный транзисторный магнитофон, выпущенный в 1965 г. Мог работать от 8 батарей типа 373 или от сети переменного тока через специальный выпрямитель. При этом даже с батареями весил не более 5 кг, что делало его удобным для оперативных записей. Катушки "номер 13" объемом 180м, скорости 9,53 и 4,76 см/с, диапазон частот на большей скорости 60-10000Гц, что не хуже стационарных ламповых аппаратов того времени. Цена 200 руб.

Магнитофон "Весна"

Портативный переносный транзисторный аппарат, работавший как от батарей (10 штук типа 373), так и от сети переменного тока через внешний выпрямитель. Скорость ленты 9,53 см/с, использовались катушки "номер 10" объемом 100м, что обеспечивало 17 минут на дорожке. Диапазон частот 100-6000 Гц. Вес с батареями 5,5 кг, цена 150 руб.

 

Магнитофон "Комета МГ-201М"

Наряду с "Яузой-5" был чрезвычайно распространен в 60-70 годах. Было выпущено три модификации этой модели, более поздняя обеспечивала диапазон частот 40-12000 Гц на скорости 19,05 см/с (катушки "номер 15" длиной 250 метров), кроме этого, в магнитофоне предусмотрены еще две скорости ленты: 9,53 см/с и 4,76 см/с. Весил 14 кг. Цена 200 руб. Модель отличалась высокой надежностью, некоторые экземпляры работоспособны и по сей день.

Магнитофон "Мелодия МГ-56"

Выпускался тем же Новосибирским заводом точного машиностроения, что и "Комета". Первый бытовой советский магнитофон, имевший функцию реверса, т.е., для воспроизведения второй стороны (дорожки) не нужно было переворачивать катушки. Применялись катушки 350 метров, при скорости 19,05 см/с диапазон частот 50-10000 Гц. Вес 24 кг, цена 290 руб.

Конечно, качественный хороший магнитофон всегда стоил недешево. Особо ценились полупрофессиональные аппараты марки "Тембр". Обычно эти аппараты стояли в клубах, небольших студиях и, конечно, использовались меломанами и в своих личных целях.

Магнитофон "МАГ-8М11"

Полупрофессиональный однодорожечный магнитофон выпуска 50х годов. Применялись катушки емкостью 500м, при скорости 19,05 см/с длительность записи составляла 43 мин. Рабочий диапазон 50-10000 Гц, выходная мощность 2,5 Втт, вес 52 кг, цена 365 руб.
Есть предположение, что на таком магнитофоне были выполнены самые первые записи Северного еще в начале 60х годов...

Магнитофон "Тембр"

Аппарат высокого класса, построенный по схеме с раздельными усилителями записи и воспроизведения (т.наз. "сквозной канал"), имел функцию "автостоп" и трехдвигательный лентопротяжный механизм. Скорость 19,05 см/с, при емкости катушек 350м длительность записи 30 мин. Рабочий диапазон частот 40-12000 Гц, выходная мощность 3 Втт. Вес 33 кг, цена 275 руб. В начале 70х годов был выпущен модифицированный вариант "Тембр-2" и "Тембр-2м" стерео.
Ещё один магнитофон, на который параллельно с "Яузой-10" записывался "Первый Одесский концерт" А.Северного

А кроме упомянутых в этой статье, в 60х годах были "Спалисы" и "Айдасы", "Чайки" и "Сонаты", "Мрии" и "Минии", "Неринги" и просто МАГи-59...

 

Магнитофон "Спалис" (1956г)

Магнитофон МАГ-59 (1959г)

Магнитофон "Астра" (1960г)

Транзисторный магнитофон "Романтик" (1965г)

Магниторадиола "Миния-2" (1963г)

Магнитофонная приставка "Нота" (1966г)

 

Использованы материалы Виртуального Музея и Справочника Валерия Харченко "Отечественная радиотехника 20 века".


[назад] [в начало] [вперед]

 

|Вступление|Годы мчатся|Кто-то сдохнет в тоскливом запое|
|Мне не дадут Звезду Героя|А у меня есть тоже патефончик|
|Он очень много знал и очень много думал|Давайте я спою вам в подражанье радиолам|
|Клиент не дерево|Концерты лепят в Ленинграде и в Одессе|«Олимпийский» концерт|
|Да мы ребята все «Жемчужные»|Николай Серафимович, твой был первый вагон|
|Сколько песен ты спел, сколько душ отогрел|Мы новички, куда уж нам до подражанья|
|Мы многое из книжек узнаём|

© 2007, 2012-2013 Сергей Лахно