Сергей Лахно представляет: АРКАДИЙ СЕВЕРНЫЙ
На главную Диски Тексты песен Живой звук


 

Концерты лепят в Ленинграде и в Одессе,
И в Николаеве, и в Киеве подчас...

 

Каждый, кто хотел самостоятельно сделать запись даже на достаточно качественный магнитофон, неизбежно сталкивался с одной проблемой: микрофон... Дело в том, что советские бытовые магнитофоны непременно комплектовались микрофоном, но, в целях удешевления, это были самые простые приборы с довольно посредственными характеристиками.

Микрофон МД-41 (1959г)

Один из первых серийных советских бытовых микрофонов. Динамический, рабочий диапазон частот 100-5000 Гц, круговая характеристика направленности.

Микрофон МЛ-11 (60е годы)

Студийный ленточный микрофон с характеристикой направленности типа "восьмерка". Рабочий диапазон частот 70-10000 Гц.

Микрофон МД-47 (1968г)

Бытовой ненаправленный микрофон, которым комплектовалось большинство ламповых магнитофонов с середины 60х годов. Имел встроенный трансформатор для согласования с ламповыми каскадами. Обеспечивал диапазон частот 100-10000 Гц при значительной нелинейности характеристики.

Микрофон МД-64 (1969г)

Еще один распространенный микрофон для комплектации бытовых магнитофонов, мог использоваться как с ламповыми, так и с транзисторными аппаратами (в подставку был вмонтирован согласующий трансформатор). Обладал несколько лучшими, чем у МД-47, характеристиками, хотя имел тот же диапазон частот: 100-10000 Гц. Конструкция микрофона была настолько удачной, что в том или ином виде он выпускался вплоть до конца 70х годов, правда, в несколько измененном корпусе.

Для того, чтобы обеспечить нормальную "вызвучку" акустических музыкальных инструментов (гитара, барабаны, саксофон, контрабас, скрипка), музыкантам приходилось где-то "доставать" более качественные микрофоны. "Доставать" - потому что в Советском Союзе таких микрофонов в свободной продаже не было: зачем это советскому человеку такой микрофон?! Что это он записывать собрался? Профессиональные студийные микрофоны стоили дорого и были привилегией различных организаций. Есть информация, что для некоторых записей Северного высококлассные студийные микрофоны приносил В.Ефимов с "Ленфильма".

Микрофон МЛ-16

Студийный ленточный микрофон, имеющий двунаправленную характеристику (типа "восьмерки"). Обладал высокой чувствительностью и малой нелинейностью характеристики. Диапазон частот 50-15000 Гц. Весил 1,5 кг. Старые ленточные микрофоны типа МЛ-16 или МЛ-17 дают очень приятную "легкую" и "прозрачную" тембровую окраску, сохранившиеся экземпляры ценятся у любителей и по сей день.

Микрофон 19А-9

Студийный конденсаторный однонаправленный микрофон, имевший очень хорошие характеристики и применявшийся для записи и усиления как голоса, так и музыкальных инструментов. Диапазон частот 40-15000 Гц при очень малой нелинейности характеристики. Применялся совместно со специальным питающим устройством. Вес микрофона 200 г. Известно несколько фотографий В.Высоцкого, выступающего перед таким микрофоном.

Сейчас, глядя на фотографии, сделанные во время выступлений Аркадия Северного, можно попытаться определить, какая именно аппаратура применялась для записи его концертов.

Аркадий Северный, Рудольф Фукс (?), Владимир Васильев

Для записи концерта с ансамблем "Четыре брата и лопата" применялись упомянутые выше микрофоны:
№1: МЛ-16 - для записи голоса Аркадия Северного, №2 и №3: 19А-9 - для записи скрипки и второго вокалиста

Аркадий Северный, Семён Шнайдер Рудольф Фукс (?)

Запись концерта с ансамблем "Четыре брата и лопата": хорошо видны микрофоны на сцене

Во время записи первого концерта А.Северного с ансамблем "Братья Жемчужные" в апреле 1975 года Сегрей Иванович Маклаков применял несколько разнотипных микрофонов: 19А-9, МД47 и, предположительно, AKAI, которым комплектовался магнитофон.

Роберт Сотов, Александр Кавлелашвили, Николай Резанов, Геннадий Яновский,
Аркадий Северный, Геннадий Лахман, 1975

Запись первого концерта А.Северного с анс. "Братья Жемчужные". Микрофоны: №1 - AKAI, №2 - МД47, №3 - 19А-9, установленный на фотографическом штативе. Четвертый микрофон (перед Г.Яновским) в настоящий момент не идентифицирован

 

Аркадий Северный

"Олимпийский" концерт: Аркадий Северный поёт в электретный микрофон типа МКЭ-2.

Микрофон 82А-5М

Широко распространенный с середины 60х и вплоть до 80х годов динамический микрофон. В отличие от упомянутых МЛ-16 и 19А-9 неприхотлив, легок, не требовал дополнительного питания. Применялся как на студиях, так и на небольших ведомственных радиоузлах. На известной фотографии Марк Бернес поет в такой микрофон. В фильме "Бриллиантовая рука" в эпизоде "Песня про зайцев" также показан этот микрофон. Диапазон частот 50-10000 Гц, вес 200 г.

При записи разных концертов Аркадия Северного, судя по всему, каждый раз использовались микрофоны, которые были в наличии у сопровождающего его ансамбля. Это понятно, ведь у музыкантов - у тех же "Жемчужных", игравших в "Парусе", или у "Магаданцев", тоже игравших в ресторане,- обязательно должны были быть свои микрофоны: без микрофонов ансамбль выступать не может. На некоторых фотографиях можно видеть ту самую упоминаемую во многих источниках конструкцию, когда микрофоны (фирмы AKAI, вероятно, ними комплектовался один из магнитофонов С.И.Маклакова, AKAI DX-230D) крепились к натянутым поперек комнаты веревкам. На помещенной выше фотографии показан микрофон МКЭ-2. Это был один из немногих хороших микрофонов, которые можно было, хоть и с трудом, купить в 70х годах в советских магазинах. Микрофон обладал хорошими характеристиками (50-15000 Гц), давал очень приятный естественный тембр и как нельзя лучше подходил для записи голоса (с поролоновым демпфером). Внутри микрофона был смонтирован миниатюрный усилитель с питанием от "пальчиковой" батарейки типа А316. Существенным недостатком этого микрофона был ненадежный корпус (на фотографии видна розовая лента, подложенная под демпфер). (Оказывается, ПО "Октава" выпускает модифицированный вариант МКЭ-2 и сейчас.)

Микрофон МКЭ-2 в руках А.Северного

Выступление в кафе, г. Москва, конец 1979 или начало 1980 года

Зачастую не было микрофонных стоек, микрофоны просто изолентой прикручивали к подходящей палке или крепили на треноге для фотоаппарата.

Микрофоны МД-66А (вверху) и МД-52А (внизу) на концерте А.Северного с ансамблем "Химик"

Микрофон МД-66А

Микрофон МД-52

Часто для записи голоса применялась пара микрофонов. Это, с одной стороны, могло обеспечить некоторое разделение по каналам (о настоящем стереоэффекте говорить нельзя, так как микрофоны были расположены слишком близко один к другому), а с другой - повысить уровень полезного сигнала. Обычно (и это видно на многих фотографиях) в таких случаях применялись однотипные микрофоны AKAI. Выше на фотографии (концерт с ансамблем "Химик") показан случай использования разнотипных микрофонов. Один - МД-52А (или МД-52Б) - для бытовых магнитофонов высокого класса, давал полосу 50-15000 Гц. Другой - МД-66А - "речевой" микрофон, имевший узкую полосу 100-10000 Гц. И первый, и второй микрофоны давали "плоский" звук с некоторым "металлическим" оттенком, который хорошо слышен на этой записи, хотя инструменты записаны очень качественно. В некоторой степени исправило ситуацию применение ревербератора.

С.Маклаков, Н.Резанов, А.Северный
Запись концерта "Диксиленд"

На фотографии хорошо видна упомянутая конструкция: натянутые шнуры, к которым прикреплены микрофоны.

Аркадий Северный и Наталья Игнатьева

Аркадий Северный

Запись концерта "Проводы 1977 года"

Два микрофона AKAI примотаны изолентой к микрофонной стойке.

Аркадий Северный и Николай Резанов

Аркадий Северный и Николай Корниенко

Запись концерта с ансамблем "Божья обитель", 1979г.

Снова микрофоны примотаны изолентой к стойке, один из них - AKAI, второй идентифицировать не удалось.

Микшерский пульт - тоже важная составляющая для получения качественной записи. В 60-70х годах в СССР выпускались только профессиональные студийные комплексы, недоступные простому человеку, к тому же, в отличие от микрофонов, громоздкие. Потому очень часто знакомые радиолюбители (а порой это были и сами музыканты) самостоятельно изготавливали микшеры для ансамблей. В книге М.Шелега рассказывается, что по просьбе Сергея Ивановича Маклакова его товарищ - электротехник Владимир Мазурин - самостоятельно разработал и сделал пульт, с помощью которого и была сделана первая запись Северного с "Братьями Жемчужными"...

Микшерский пульт "Электроника ПМ-01"

Выпуск доступных широкому потребителю микшерских пультов в СССР был налажен только к 80м годам. На снимке показан довольно мощный стереофонический 12 канальный аппарат, каждый канал имел регулировку чувствительности и 4х-полосный регулятор тембра. К нему можно было подключить ревербератор и монитор. Стоил, однако, такой пульт совсем немало: 750 руб.
Такой пульт уже в конце 90х использовал Станислав Ерусланов для записи в своей студии таких исполнителей, как Вика Чинская, Владимир Сорокин (Е.Оршулович) и др.

Еще один прибор, применявшийся при записи концертов Аркадия Северного и значительно обогащавший звучание,- ревербератор. Учитывая, что записи производились вовсе не в специально оборудованной студии, а в квартире или в пустом актовом зале, где единственным звукопоглощающим материалом были шторы на окнах, применение ревербератора давало ощущение настоящей студии или хорошего концертного зала. Скорее всего, это были самодельные или импортные приборы, поскольку, как и многого другого, отечественных ревербераторов, доступных любителям, в СССР вплоть до середины 70х годов не было. В 60-70 годах в журнале "Радио" публиковались схемы любительских эстрадных усилительных комплексов, в том числе с ревербератором в составе. Впрочем, с 1965 года серийно выпускалась радиола "Минск", а с 1969 года - радиола "Иоланта", обе они имели встроенный пружинный ревербератор. (Напомним, что ревербератор - это прибор, обеспечивающий задержку сигнала; задержка на малые времена - порядка десятка миллисекунд - и называется реверберацией, более длинная задержка - до нескольких секунд - приводит к эффекту эхо.) Существовали схемы ревербераторов с применением в качестве линии задержки обычной пружины, в других случаях использовался специально переделанный магнитофон с дополнительной магнитной головкой. Эффект ревербератора хорошо заметен на записях ранних концертов А.Северного у Р.Фукса: "Программа для Госконцерта", "На Богосьяновской" и др.

Ревербератор «Эхо»

Выпускался с 1976 года, производство УПО "Вектор"
 

Комбинированный усилитель Regent 30H

Выпускался в ГДР с 1966 года. Усилитель состоит из 5 ламп (три ECC-83 и две EL-34 - они видны на фотографии), еще одна лампа ECC-85 работает в усилителе ревербератора; в корпус встроены два широкополосных динамика. Выходная мощность 25 Ватт. В отличие от модели Regent 30, данная модификация имеет встроенный пружинный ревербератор. Встроенный микшер имеет три входа. Два предназначены для подключения электрогитары или микрофона, использование третьего входа делет невозможным применение ревербератора, поэтому при записи "Химика" этот вход не использовался. Каждый вход снабжен индивидуальными регулировками уровня входного сигнала, уровня реверберации и тембра: раздельно по верхним и нижним частотам. Вес аппарата 23 кг

При записи концертов с ансамблем "Химик" и с ансамблем "Чайка" Борис Циммер использовал ламповый усилитель для электромузыкальных инструментов (т.наз. "комбик") Regent 30H. Он выпускался с середины 60х годов фирмой Böhm, дочерним предприятием известной ГДРовской фирмы Vermona. Через встроенный в Regent пружинный ревербератор и пропускали сигнал от соло-гитары Б.Циммера и от микрофонов А.Северного. Чтобы понять, как именно ревербератор влияет на окраску звука, можно сравнить песню "У людей бывают разные привычки..." со второго концерта с "Химиком" с другими песнями из этого же концерта. Указанная песня, в отличие от других, записана при выключенном ревербераторе. В первом концерте с "Химиком" вступление к песне "Чёрный туман" и начало песни до слов "...над Невой" тоже записано без ревербератора. Здесь как раз хорошо слышны искажения, вносимые микрофонами МД-66 и МД-52.

Лента "Тип-6"

Катушка 250м магнитной ленты "Тип-6" на триацетатной основе. 1973г.

Лента "Тип-10"

Лента "Тип-10" на лавсановой основе толщиной 37 мкм. На катушке "номер 15" теперь помещается 375м. 1979г.

Лента ORWO CR

Одна из немногих импортных лент, доступных в 60-70 годы в СССР, производства фирмы "ORWO" (ГДР). 1972г.

Исследователю творчества Аркадия Северного вполне можно написать научный трактат на тему "Влияние размеров катушек магнитофонных лент на идентификацию записей Аркадия Северного"... В Советском Союзе предметом дефицита могло стать всё - от консервированных крабов до туалетной бумаги. Магнитофонные ленты тоже не избежали этой участи. В 70х годах был, кстати, распространен и такой способ "добычи" пленки: где-то из НИИ утаскивалась бобина широкой пленки от ЭВМ, лента с бобины на специальном станке ножами, сделанными из лезвий типа "Нева", разрезалась вдоль на несколько "ленточек" шириной 6,25мм - как раз для магнитофонов,- затем полученные ленты наматывалась на пустые катушки подходящего размера - уж они-то в дефиците обычно не были. У автора этих строк и сейчас где-то лежит несколько таких самодельных бобин, их отличает характерная неаккуратная укладка ленты: все-таки ее ширина была не столь постоянна, как фирменной. Большинство магнитофонов высокого класса в 70х годах ("Юпитер", "Маяк", "Ростов") использовали катушки так называемого "18го номера", или просто: №18. На них помещалось 525 метров ленты толщиной 37 микрон, что при скорости 19,05 сантиметров в секунду (а именно эта скорость обеспечивала наилучшее качество в бытовых условиях) давало две дорожки по 45 минут. То есть, 90 минут на одной катушке. Именно эта длительность и была тем основным "квантом", тем "прокрустовым ложем", в которое зачастую вгоняли любой концерт при его тиражировании для дальнейшего распространения. Если оригинал был длиннее, часть песен могла быть просто потеряна. Если короче - остаток ленты дописывался фрагментами какого-то другого концерта. Хорошо, если такое случалось уже где-то "внизу", а если это происходило со второй-третьей копией? А ведь и это еще не все. Заявленные 525 метров "Свемы" отличались от тех же 525м "Тасмы", да и просто у бобин разных партий одной фабрики. Вот так и получается, что на многих дошедших до нас копий, скажем, Седьмого концерта с "Черноморской чайкой", песня "Баночки, стекляночки, бутылочки..." просто обрывается. Многие записи Аркадия Северного конца 70х были выполнены на профессиональных импортных магнитофонах, которые допускали применение катушек большего размера (например, 22го), что давало не 45, а 60 минут на одной дорожке, то есть два часа на бобине. Затем при тиражировании и перезаписи на "стандартные" 525-метровые бобины из одного концерта могло получиться два... Так случилось, вероятно, с концертами с "Обертоном" и "Встречей". Сейчас полностью "собрать" такие записи и восстановить оригинальную длительность концерта и порядок песен очень и очень сложно, порой, бывает даже трудно определить, принадлежат ли записи одному концерту или нескольким. А если концерт писался сразу на несколько магнитофонов, да еще и с разных выходов усилителя или микшера, то в итоге даже несколько оригинальных записей могли отличаться настолько, что идентифицировать их как записи одного концерта теперь крайне тяжело.


[назад] [в начало] [вперед]

 

|Вступление|Годы мчатся|Кто-то сдохнет в тоскливом запое|
|Мне не дадут Звезду Героя|А у меня есть тоже патефончик|
|Он очень много знал и очень много думал|Давайте я спою вам в подражанье радиолам|
|Магнитофоны разберу сейчас на части|Клиент не дерево|
|«Олимпийский» концерт|Да мы ребята все «Жемчужные»|
|Николай Серафимович, твой был первый вагон|
|Сколько песен ты спел, сколько душ отогрел|
|Мы новички, куда уж нам до подражанья|
|Мы многое из книжек узнаём|

© 2012 Сергей Лахно