Сергей Лахно представляет: АРКАДИЙ СЕВЕРНЫЙ
На главную Диски Тексты песен Живой звук


 

Ой, ой, ой!
Да мы ребята все «Жемчужные»!
Ой, ой, ой!
Для вас сыграем и споём!
Мы живём одной семейкой нашей дружною.
А ну, давай, давай-ка скуку разобьем!

Хоть бей в меня, хоть лей в меня,-
мы будем петь для вас!
Хоть режь меня, хоть ешь меня,-
пришёл теперь наш час!

 

В первый день нового 1975 года из Концертной студии «Останкино» транслировался заключительный концерт «Песни-74». По традиции, мой папа записывал все финальные концерты, начиная с самой первой «Песни», на магнитофон. Я потом часто слушал бобины с записью «Песни-74», мне очень многие песни оттуда нравились. И «Памяти Виктора Хара» в исполнении Виктора Вуячича (я потом долго спрашивал у родителей и старшей сестры: «А что такое "новую песню быстро дойчили"?!»), и «Юный барабанщик» в исполнении Большого детского хора, солист Сережа Парамонов, и песня про мать, увидевшую в кинохронике своего погибшего в войну сына, в исполнении Софии Ротару - мне Ротару очень нравилась, я считал ее самой красивой певицей, и «Травы, травы...» ("Тихо сам с собою я веду беседу..."), и «А я в ответ на твой обман найду еще кудрявее» В.Золотухина, и «А я говорю...» Юрия Богатикова (через несколько лет я услышу фуксовскую переделку этой песни в исполнении Аркадия Северного,- "А я говорю: посуду сдаю!"), и, конечно, «Не повторяется такое никогда» и «Там, за облаками» моего тогда самого любимого ансамбля «Самоцветы».

Ведущие концерта «Песня-74» Игорь Кириллов и Анна Шилова; ансамбль «Самоцветы»; София Ротару; «Самоцветы»

Это была официальная советская эстрада того времени. А за пару недель до прямой трансляции «Песни-74», не в Москве в «Останкино», а в ленинградской частной квартире на Петроградской стороне родился совершенно уникальный ансамбль, который никогда не показывали по советскому телевидению, фирма грамзаписи «Мелодия» не выпускала их дисков, никто, кроме причастных, вообще не знал, кто же они такие,- но люди их слушали, переписывая друг у друга пленки с их концертами.

В декабре 1974 года в Ленинграде состоялась первая запись ансамбля «Братья Жемчужные».

Сам Николай "Жемчужный" Резанов называл днем рождения ансамбля 21 декабря, по иным данным, запись состоялась во вторник, 17 декабря,- по вторникам у всех ресторанных музыкантов якобы был выходной... Как бы то ни было, Геннадий Яновский во вступлении к концерту говорит: "Этот концерт посвящается для фонотеки Сергея Ивановича. Декабрь, тысяча девятьсот семьдесят четвертый год".

Питерский коллекционер и "косарь" (от "косить деньги") Сергей Иванович Маклаков, который к 1974 году уже несколько лет был знаком с Аркадием Северным, вынашивал план записи не просто гитарных концертов, но и целого ансамбля. В начале 70х очень многие профессиональные музыканты, которые играли в известных эстрадных коллективах, были вынуждены уйти из штата филармоний и устроиться работать кто где, обычно - в ресторанах. Постановление Министерства культуры СССР «Об ограничении концертной и гастрольной деятельности» накладывало жёсткий лимит: не более 20 концертов в месяц, что при ставке 7-8 рублей за выступление очень больно ударило по карману артистов. Вот и пришлось многим профессионалам стать "кабацкими музыкантами". Так Николай Серафимович Резанов, с 1969 года игравший в Джаз-оркестре Иосифа Вайнштейна и ансамбле «Добры молодцы», вместе с группой музыкантов Джаз-оркестра оказывается в ленинградском ресторане «Парус».

Когда Маклаков предложил музыкантам сделать домашний концерт и записать его на пленку, те сразу согласились, хотя гонорар был предложен не очень большой: ведь интересно было сыграть "для себя", да еще и послушать, как запись "ляжет на пленку". В отличие от другого питерского коллекционера и импресарио - Рудольфа Фукса, который в те годы тщательно прорабатывал сценарии записей и совместно с Северным делал буквально целые представления на манер «Театр у микрофона»,- Сергей Иванович Маклаков долго не раздумывал. Было решено сделать концерт "под эмигрантов", с совершенно разношерстным репертуаром, с сугубо акустическим сопровождением. Запись состоялась на Петроградской стороне, на улице Блохина, на квартире знакомого Маклакова. Как рассказывал Геннадий Яновский, сначала было решено назвать ансамбль «Имени завода имени Степана Разина», но кто-то вспомнил, что Всеволод Левенштейн, больше известный как Сева Новгородцев - "город Лондон, Би-Би-Си",- который играл вместе с Резановым в Джаз-оркестре, называл Николая Серафимовича "Мишелем Жемчужным". Так родилось этакое "цыганское" название: «Братья Жемчужные». Много музыкантов прошло через «Жемчужных» за более чем 30-летнюю историю ансамбля, но, как говорил сам Резанов: "евреи - были, а вот цыган никогда не было".

Роберт Сотов, Александр Кавлелашвили, Николай Резанов, 1975г

Вот первый состав «Бартьев Жемчужных»:

Николай Резанов - гитара, вокал;
Геннадий Яновский - ударные, вокал;
Александр Кавлелашвили - аккордеон, вокал;
Роберт Сотов - контрабас.

Первая же песня задала тон всему концерту. Это была «Бабушка-старушка», которую в два голоса спели Геннадий Яновский и Николай Резанов.

Как на Дерибасовской, угол Ришельевской,
В восемь часов вечера разнеслася весть:
А как у нашей бабушки, бабушки-старушки,
Шестеро налетчиков отобрали честь!

Оц-тоц-первертоц, а бабушка здорова,
Оц-тоц-первертоц, и кушает компот!
Оц-тоц-первертоц, и мечтает снова,
Оц-тоц-первертоц, пережить налёт!..
........
Ой, бабка, бабка, ну, что ж ты будешь делать,
Когда наступят зимни холода?!
А у тебя же нету зимнего платочка!
А у тебя же нету зимнего пальтá!

Ой! Магнитофон сломался...

Песня "Как на Дерибасовской, угол Ришельевской..."

Потом были «Утомленное солнце», «Ваше благородие, госпожа Удача» в исполнении Алека Кавлелашвили, «Всю Сибирь прошел, в лаптях обутый», «Постой, паровоз», «Я милого узнаю по походочке» - Николая Резанова, «Ехал на ярмарку ухарь-купец», «Школа бальных танцев», «Березовый сок» - Геннадия Яновского, «Окурочек» - песня на стихи Юза Алешковского, которую спел Алек Кавлелашвили, хотя, как признавался Николай Резанов, тогда никто из них не знал, кто автор этих стихов. Были спеты песни из советских фильмов, песни на стихи Галича, Окуждавы...

Ой! Магнитофон сломался...

"Песня шофёра-бвышего семинариста"

Ой! Магнитофон сломался...

Песня "Ах! Нам бы в Африку..."

Конечно, прозвучала любимая песня «Братьев Жемчужных»,- «Поспели вишни в саду у дяди Вани»:

Поспели вишни в саду у дяди Вани,
У дяди Вани поспели вишни,
А дядя Ваня с тетей Груней нынче в бане,
А мы под вечер погулять как будто вышли...

А ты, Григорий, не ругайся, а ты, Петька не кричи,
А ты с кошелками не лезь поперед всех!
Поспели вишни в саду у дяди Вани,
А вместо вишен теперь веселый смех...

Ой! Магнитофон сломался...

Песня "Поспели вишни в саду у дяди Вани"

Вот, кто объяснит: чего такого страшного-запрещенного в этой песне? "Дядя Ваня купает тетю Груню в колхозной бане", что ли? - Ну, так лично я всегда был уверен, что тетя Груня - это законная жена дяди Вани... И никакого разврата! А тема тыренья урожая раскрыта задолго до этой песни у Аркадия Гайдара... Кстати, мне долгое время слышалось в припеве: «А ты с кошелками не лезь в КПСС...

А завершился полуторачасовой концерт совершенно фееричным исполнением Н.Резановым «Голубого вагона» и «Песни крокодила Гены», к которой «Жемчужные» приделали лишний куплет, в своем стиле, почти в продолжение песни «Сделана отметка на стакане, и укромный найден уголок, и, уже разломленный, в кармане засыхает плавленый сырок...»:

Чебурашка, дружочек,
Ты присядь в уголочек,-
Мы с тобой эту песню споем.
Не грусти в день рожденья,
Этот день - для веселья,-
Мы с тобой чебурахнем вдвоем!

Ой! Магнитофон сломался...

Песня "Медленно минуты уплывают вдаль..."

Что ж, хорошая песня в первый день рождения «Братьев Жемчужных»!

Николай Резанов, Геннадий Яновский, 1975г

Я не знаю, как классифицировать этот концерт. Это не "блатняк",- из "блатной классики" был только «Постой, паровоз», да и его еще за 10 лет до «Жемчужных» пел Балбес - герой Юрия Никулина из фильма «Операции "Ы"», «Окурочек» Алешковского - это немного из другой оперы. Даже под определение Фукса: "песни, которые не поют на советском радио",- концерт не подпадает: «Березовый сок», «Госпожа Удача», «Голубой вагон»,- это вполне "лояльные" советские песни. Иное дело, как эти песни были спеты «Жемчужными»...

За три десятилетия «Братья Жемчужные» записали несколько десятков концертов, аккомпанировали Аркадию Северному, Евгению Абдурахманову, Игорю Эренбургу, Виталию Крестовскому, Александру Розенбауму, Михаилу Кругу, Александру Скляру. Менялся состав музыкантов, менялись аранжировки и инструменты. «Жемчужные» "лабали" и джаз, и рок-н-ролл, скрипка перекликалась с саксофоном, целые духовые группы в составе тромбона, трубы, флейты и кларнета часто дополняли основной состав музыкантов, Николай Резанов менял банджо на двенадцатиструнку, а ее - на соло-гитару; электроорганы и синтезаторы, фузы и фленжеры,- и это было у «Жемчужных».

Вот далеко не полный список артистов, которые в разные годы выступали в «Братьях Жемчужных»:

Николай Резанов (гитара, банджо, балалайка, электрогитара, вокал)
Геннадий Яновский (ударные, вокал)
Роберт Сотов (контрабас)
Александр Кавлелашвили (аккордеон, вокал)
Геннадий Лахман (саксофон, флейта)
Виктор Белокопытов (труба, вокал)
Евгений Драпкин (фортепиано, гитара)
Вячеслав Маслов (бас-гитара)
Евгений Федоров (скрипка)
Владимир Лавров (клавишные)
Анатолий Архангельский (ударные)
Рафаил Рывкин (скрипка)
Виталий Смирнов (саксофон, кларнет)
Валерий Заварин (тромбон)
Анатолий Максимов (ударные)
Георгий Чиков (труба)
Борис Нусенбаум (клавишные)
Владимир Игнатьев (бас-гитара)
Борис Маслов (электроорган)
Виктор Смирнов (клавишные, аккордеон, вокал)
Алексей Дулькевич (скрипка, вокал)
Дмитрий Евдомаха (ударные)
Александр Бесчастный (бас-гитара)
Юрий Словцов (гитара)
Николай Александров (труба)
Борис Кузнецов (тромбон)
Анна Стахова (вокал)
Мария Боронина (вокал)
Наталья Игнатьева (вокал)

«Братья Жемчужные» с А.Розенбаумом, ноябрь 1983г

Использованы материалы из архивов Игоря Ефимова, Татьяны Резановой, а также из личного архива автора.


[назад] [в начало] [вперед]

 

|Вступление|Годы мчатся|Кто-то сдохнет в тоскливом запое|
|Мне не дадут Звезду Героя|А у меня есть тоже патефончик|
|Он очень много знал и очень много думал|Давайте я спою вам в подражанье радиолам|
|Магнитофоны разберу сейчас на части|Клиент не дерево|
|Концерты лепят в Ленинграде и в Одессе|«Олимпийский» концерт|
|Николай Серафимович, твой был первый вагон|
|Сколько песен ты спел, сколько душ отогрел|
|Мы новички, куда уж нам до подражанья|
|Мы многое из книжек узнаём|

© декабрь 2009, 2012 Сергей Лахно