Сергей Лахно представляет: АРКАДИЙ СЕВЕРНЫЙ
На главную Диски Тексты песен Живой звук


 

На сегодняшних "вёслах" артисты лабают известные,
Но до пара такого никто из крутых не дорос!
Где-то там, позади, лихо катит дрезина с маэстрами,
Безуспешно пытаясь догнать твой, Резан, паровоз...

 

6 марта исполнилось бы шестьдесят три года артисту, музыканту, певцу, аранжировщику, завзятому рыболову, доброму и скромному человеку, основателю и бессменному руководителю ансамбля «Братья Жемчужные» Николаю Серафимовичу Резанову (1949-2006).

Для меня с детских лет это имя было связано, конечно, с Аркадием Северным. Хотя, нет,- не так... Не имя, а голос и манера игры на банджо и гитарах - акустических шести- и двенадцатиструнных, ритм и соло. Имя-то как раз я узнал много позже: ни на одном концерте с Северным никто не упоминал полное имя артиста, говорили: "Коля... Николай... Николай Жемчужный..." Оно, наверное, и понятно: все-таки это были "подпольные" концерты, и "светиться" совсем молодому - меньше "тридцатника"!- музыканту нужды не было... Хотя, какое там "не светиться"?! Достаточно было один раз услышать его банджо - и уже ни с кем не спутаешь! Немного хрипловатый, почти не изменившийся с момента первой записи в 1974 году, но очень теплый и приятный голос тоже "демаскировал".

Николай Резанов (в центре, с гитарой), 70е годы XXв

А ведь, по большому счету, Николай Резанов заслуживает, чтобы его помнили не только как "подпольного" певца и музыканта 70-80 годов, не только как гитариста, с 90х годов работавшего совместно с Александром Розенбаумом, но и, безусловно, как человека стоявшего у истоков рок-музыки на "одной шестой". Когда Андрей Макаревич еще только начинал учиться играть на гитаре, Юра Шевчук пошел "первый раз в первый класс", а Вите Цою было два годика,- тогда, в 1964 году, Николай Резанов уже играл в питерской рок-группе (сам Николай Серафимович говорил: "рок-н-рольная группа") «Лесные братья», говорят, весьма популярной в Ленинграде в середине 60х. А ведь и до этого Резанов играл в самодеятельных джазовых оркестрах на контрабасе, гитаре, банджо.

В 1969м году двадцатилетний Николай Резанов начинает работать в «Джаз-оркестре Иосифа Вайнштейна» и - параллельно - в ансамбле «Добры молодцы», где в то же время, кстати, играл и Юрий Антонов. В «Джаз-оркестре» Резанов знакомится с Всеволодом Левенштейном - да-да, тем самым Севой Новгородцевым, "город Лондон, Би-Би-Си". Но город Лондон будет позже, а пока Сева в одном из джазовых номеров, когда музыканты выходят на сцену в жилетках и канотье, изображая старый джаз 20х годов, представляя Николая Резанова, говорит: "Мишель Жемчужный!" Так за Николаем Серафимовичем закрепляется этот псевдоним, и, когда в 1974м году Сергей Иванович Маклаков организует первую запись музыкантов, не долго думая, придумывают название колектива: «Братья Жемчужные». Сам Резанов часто говорил, что его коробит от этого названия, что придумано оно "от фонаря как-то", но судьба распорядилась так, что именно с этим названием в первую очередь ассоциируется имя самого Николая Резанова.

В 1970м Резанова призывают в армию, где он служил в военном оркестре. А возвратившись, он оказывается в той же ситуации, что и многие другие советские музыканты. Постановление министерства культуры СССР «Об ограничении концертной и гастрольной деятельности» ограничивало число выступлений артиста двадцатью концертами в месяц, при ставке 7-8 рублей за выступление. И многие талантливые музыканты были вынуждены уйти из своих коллективов и начали играть в ресторанах. Николай Резанов и часть музыкантов из «Джаз-оркестра» устраиваются на работу в ленинградский ресторан «Парус», на Петроградской, у Тучкова моста.

Николай Резанов (второй справа) с музыкантами ресторана «Парус», 70е годы XXв

В конце 1974 года питерский "косарь" Сергей Иванович Маклаков решает записать этот ансамбль на магнитную ленту в своей "домашней студии" - обычной питерской квартире. Именно тогда и родилось уже упомянутое название, только полностью оно звучало: «Ансамбль Братьев Жемчужных имени завода имени Степана Разина». Но, конечно, потом уже говорили короче, просто: «Братья Жемчужные«. (Этому первому концерту я посвятил отдельную статью.) С этого момента и до начала 1980 года, до самой смерти Аркадия Северного, Резанов и «Братья Жемчужные» писались у Маклакова - и с Аркадием Северным, и сами. Состав музыкантов менялся, эти записи - это все-таки не основная работа, хотя Сергей Иванович платил музыкантам очень даже не плохие деньги,- музыканты уезжали на какие-то заработки на месяц, два, а то и больше, сам Резанов в 1975м году ездил работать в Сочи... Последний концерт «Жемчужных» с Аркадием Северным был записан 24 февраля 1980 года («Олимпийский» концерт, о котором я писал), а в марте того же года на квартире Владимира Раменского был записан последний известный концерт А.Северного: «Соло для двух гитар». На нем Николай Резанов аккомпанировал Северному на двенадцатиструнке и сам исполнил несколько песен.

Николай Резанов и Аркадий Северный, предположительно, запись с ансамблем «Чайка», 1977г

После смерти Северного Сергей Иванович организует записи «Жемчужных» с Александром Розенбаумом: в 1982 году («Памяти Аркадия Северного») и в 1983 («Новые песни, ноябрь 1983 года»). Оба этих альбома начинаются вступительным словом Николая Резанова...

Николай Резанов, Николай Корниенко, Александр Розенбаум, 1983г

В 1989 году «Жемчужные» записали альбом с Игорем Карташовым, в 1992 - с Виталием Крестовским, в 1993 - с Александром Лобановским. А в 1994 году, к 20-летию ансамбля, был выпущен новый альбом: «10 песен, 20 лет», и после этого «Братья Жемчужные» записывают еще несколько дисков. Кроме Николая Резанова в "основной состав" входили: скрипка - Алексей Дулькевич - и аранжировщик, аккордеонист, клавишник Виктор Смирнов.

В 1994 году возобновилось и сотрудничество Н.Резанова с А.Розенбаумом: был записан небольшой концерт, составленный из старых песен: «11 лет спустя». А в 1995 вышел альбом «Розовый Жемчуг», и в дальнейшем Николай Серафимович и Алексей Дулькевич сопровождают концерты и студийные записи Александра Розенбаума. Теперь, когда Николая Резанова не стало, музыканты, работавшие с ним, ставят на то место на сцене, где всегда стоял "Колямба", как называли его друзья, его гитару, а Александр Розенбаум, представляя своих музыкантов, всегда говорит: "Николай Резанов - навечно зачислен в состав!"

Николай Резанов, Александр Розенбаум, Вячеслав Литвиненко, 2005г

"Мой магазин всегда открыт, в нём есть портвейн..."

Все, кто лично знал Николая Резанова, говорят, что это был необычайно скромный и добрый человек. Да и в своих не очень многочисленных интервью он старался все больше говорить о других, а не о себе. Любил рыбалку, мог часами сидеть с удочкой. И только на сцене он преображался, он весь отдавался музыке, он мог спокойно в свои 57 лет, несмотря на возраст, играть настоящий рок-н-ролл, с таким "драйвом", как это сейчас модно говорить, что мало кто из молодых так умеет.

Николай Резанов: 2005г, 2006г

Николай Серафимович часто вспоминал, как они мечтали вместе с Аркадием Северным во время записи домашних концертов, что когда-нибудь настанет время, и они выйдут в белых смокингах на сцену огромного концертного зала и будут играть и петь - долго, не боясь милиции и других "органов",- не для бесстрастного магнитофона, а для зрителей, для публики. Северный до этого, увы, не дожил, а Николаю Резанову посчастливилось выступить и в «Октябрьском», и в «России», и в других больших залах, и не только в России и Украине, но и за рубежом. Хотя, как мне кажется, на сцене Николай Резанов чувствовал себя не всегда уверенно, наверное, все-таки сказывалось то, что привык играть он в более камерной обстановке. Мне довелось увидеть Николая Серафимовича на сцене в конце 2005 года, во время гастролей А.Розенбаума в Днепропетровске. Он стоял слева на сцене рядом с Алексеем Дулькевичем. Вначале что-то у него не ладилось с "примочкой", потом он сменил электрогитару на акустическую, на ней он и играл весь концерт. Вообще, Николай Резанов, похоже, всегда тяготел к акустике, вот, и на концертах с А.Северным он всё больше играл на 6- и 12-струнной гитаре, хотя, иногда брал в руки и электро.

Николай Резанов, 2000е годы

Юрий Капетанаки, один из музыкантов творческого коллектива Александра Розенбаума, сказал, что в мире нету ни одного человека, которого бы обидел Николай Резанов, что он обладал редкой способностью аккумулировать добро и делиться им с другими, что во время гастролей Николай Серафимович никогда не забывал звонить домой, своей жене Елене, с которой вместе прожил 31 год, и двум дочкам - Кате и Тане, чтобы сказать, что все в порядке, чтобы они не волновались...

Николай Резанов, Сергей Иванович Маклаков, Елена Резанова, Алекспй Дулькевич

На юбилее С.И.Маклакова, 1999г

 

Николай Резанов и Игорь Ефимов, автор книги "Аркадий Северный, Советский Союз!", 2000е годы

Когда я в начале 1995 года услышал концерт «Братьев Жемчужных» «10 песен 20 лет спустя», то одна песня в исполнении Николая Резанова просто "запала в душу". Конечно, я давно знал эту песню (не знал только, кто автор слов), ее исполнял Аркадий Северный в феврале 1980 года. Но почему-то в исполнении Николая Резанова она меня просто поразила. А летом того же года эта песня мне помогла. Это была песня на слова Анатолия Петровича Писарева «Стоишь ты на углу...».

Ой! Магнитофон сломался...

Песня "Стоишь ты на углу..." в исполнении Н.Резанова

Николай Резанов

...Я пишу эти строки, а в динамиках играет его банджо и звучит его голос.

Джаз, джаз, джаз,-
Играли мы не раз,
И пусть за эту музыку порой ругали нас,
Джаз, джаз, джаз,
Мы скажем без прикрас:
Такая музыка для нас - самый высший класс!

Николай Резанов играет на банджо в студии

Видеоматериал Дмитрия Завигельского


[назад] [в начало] [вперед]

 

|Вступление|Годы мчатся|Кто-то сдохнет в тоскливом запое|
|Мне не дадут Звезду Героя|А у меня есть тоже патефончик|
|Он очень много знал и очень много думал|Давайте я спою вам в подражанье радиолам|
|Магнитофоны разберу сейчас на части|Клиент не дерево|
|Концерты лепят в Ленинграде и в Одессе|«Олимпийский» концерт|
|Да мы ребята все «Жемчужные»|Сколько песен ты спел, сколько душ отогрел|
|Мы новички, куда уж нам до подражанья|Мы многое из книжек узнаём|

© 2008, 2012 Сергей Лахно